Поминальная трапеза в православной традиции

Поминки в православной традиции значительно отличаются от древних славянских обрядов. Хотя многие из них имеют языческие корни.

Приглашают ли на православные поминки?

Обычай приглашать (или не приглашать) на поминки с религией связан косвенно, но все-таки эта связь есть. Наши предки не приглашали гостей, и каждый желающий мог помянуть умершего. Это считалось даже лучше: чем больше людей добрым словом вспомнит человека, тем лучше будет его душе. Так что с кладбища все желающие направлялись к родственникам умершего. Выгонять с поминок считалось большим грехом.

Помимо родных, друзей и соседей, на поминках всегда очень приветствовались нищие, убогие и юродивые. Накормить их считалось богоугодным делом. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного.

Что интересно, священнослужители по умолчанию получали приглашение на поминальный обед. Но обычно не приходили.

В более поздние времена на поминки стали приглашать. Многие семьи были стеснены в средствах, и когда традиция хоронить «всем миром» начала уходить в прошлое, накормить всех желающих могли не все. Поэтому сейчас на поминки не принято приходить без приглашения.

Поминальная трапеза в православной традиции

Основные правила православных поминок

Несмотря на то, что многие традиции поминальной трапезы пришли к нам от предков, от большинства из них придется отказаться, если вы хотите организовать настоящие православные поминки.

Вот главные моменты, на которые следует обратить внимание:

  1. Главной целью поминальной трапезы является совместная молитва. Сначала кто-нибудь из близких должен прочитать 17-ю кафизму из Псалтири, а после все собравшиеся читают «Отче наш». Для молитвы нужно обязательно зажечь свечу или лампадку.
  2. Перед трапезой по помещению нужно пройти с кадилом и окурить стол ладаном.
  3. Блюда на столе должны соответствовать церковному календарю. Если поминки выпадают на пост, то и меню следует выбирать постное.
  4. На православных поминках запрещен любой алкоголь, так как издревле его употребляли «для веселья», а веселиться на поминальном обеде не полагается.
  5. Трапеза должна быть скромной. Убеждение, что чем более пышный и торжественный обед дадут родственники, тем лучше будет душе — неверно, с точки зрения христианства. Ведь скромность и сдержанность лежат в основе вероучения.

Как мы уже говорили, на православных поминках следует избегать языческих обрядов. О них мы немного расскажем ниже.

Языческие поминальные обряды

Поминки у славян-язычников совсем не походили на православные. Они и не назывались поминками, это были тризны. И помимо обеда, наши предки устраивали игрища, песни, пляски и даже потешные бои. В те времена отношение к смерти было другим. Люди радовались за сородичей, которые присоединились к предкам.

Большинство традиций не сохранились. Но некоторые остались, и современные люди соблюдают их, хотя не понимают смысла. Вот только некоторые из них:

  • принимать баню после кладбища и после поминального обеда;
  • прикасаться руками к печи или к хлебу, чтобы очиститься;
  • целовать печь после того, как целовали покойного в губы (православные прикладываются к венчику);
  • сметать накопившийся за три дня мусор к порогу и сжигать;
  • окуривать помещение можжевельником;
  • занавешивать зеркала на время поминок;
  • не поднимать упавшие ложки;
  • оставлять на ночь еду для покойного на столе.

Конечно, в городах многие эти обряды сложно выполнить, но в деревнях их до сих пор соблюдают, считая православными. Однако церковь их не одобряет. Даже традицию оставлять еду (а особенно — стопку водки, накрытую хлебом), так как душа, согласно христианским канонам, в еде и питье уже не нуждается. А вот язычники верили, что души обращаются в птиц и животных и могут съесть оставленное угощение.

Поминальная трапеза в православной традиции

Православный поминальный стол

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.

Поминки — это своего рода христианская милостыня для собравшихся, как трактуется в Священном Писании.

К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с религиозной символикой — одним из символов христианства является рыба.

В скоромные дни разрешались мясные блюда: жаркое, мясная тушенка, пироги «кулебяка», борщ, каша, лапша с птицей. Горячая пища считалась обязательной, так как люди верили, что душа покойного отлетает вместе с паром.

Обязательными были поминальные блины. На стол ставили пряники, коврижки, оладьи, конфеты. Торты и пирожные не рекомендовались. Из напитков — кисель из ягод, лимонный напиток с медом, яблочный, из ревеня, квас из сухарей.

Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

Из постного дрожжевого теста делали пирожки с картофелем, ягодами, яблоками, сухофруктами, курагой, грибами, капустой, рыбой, крупой, рисом и т. п.

Старинным поминальным блюдом, с которого начинали поминальный обед был канун (сыта), которое раньше готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже поминальную кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма). По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.

Кутью положено предварительно освящать в храме. Здесь тоже имеется своя символика, в которой зерна символизируют Воскресение, а мед (изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царствие Небесном. В кутье как бы заключены представления древних о бессмертии души.

Современные поминальные блюда

В настоящее время меню поминального стола тоже состоит из определенного набора блюд в зависимости от того, на какие дни приходятся поминки (постные или скоромные).

В качестве закусок подают салаты из свеклы с чесноком, редиса, огурцов, помидоров, брынзы с помидорами, свежей и квашеной капусты; икру из яблок, овощей (моркови, кабачков, баклажанов), винегрет, винегрет с сельдью и др.

Из горячих блюд, помимо названных, подают котлеты, баранину тушеную, птицу запеченную или жареную в растительном масле, утку с квашенной капустой, баклажаны жареные, перец фаршированный, картофель отварной, голубцы, фаршированные овощами.

Особенности сервировки поминального стола

Еду подают в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.

Едят по обыкновению столовыми или десертными ложками, ножи и вилки на поминках не используют. Но это суеверие не имеет отношения к христианству. При этом ложки кладут тыльной стороной вверх.

Раньше при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, так как серебро традиционно служило оберегом от нечистой силы и активно использовалось в церкви.

Поминальный стол обычно не украшают, но раньше была традиция ставить в вазы ветки ели, брусники, мирта, перевязывая их черной траурной лентой. Скатерть стелят однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов. По краям она может быть оторочена черной лентой.

Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба. Мы уже писали выше, что это языческие традиции. Тем не менее, Церковь, хоть и не одобряет этого, уже не осуждает соблюдение таких ритуалов. Так что если вы не придерживаетесь ортодоксального христианства, то следовать традиции предков не возбраняется. В противном случае, может возникнуть недопонимание со стороны гостей, которые привыкли, что именно так выражается дань уважения покойному.

Поминальная трапеза в православной традиции

Зачем православных поминают в день похорон?

Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый — распадается тело, на сороковой — истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.

Поминают усопшего и в другие дни (полгода, год, день рождения, день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Символизм поминок на 3-й день связан с символикой Святой Троицы. В этот день живые просят Отца, Сына и Святого Духа, именем которых был крещен усопший, заступиться за его душу. А также зачесть ему три главных христианских добродетели: Веру, Надежду и Любовь.

Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Согласно Священному Писанию, смысл поминовения на третий день объяснил Ангел, который сопровождал Св. Макария Александрийского в пустыне. В первые два дня душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет. Поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются «мытарствами» и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями.

Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.).

Зачем православных поминают на девятый день?

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский писал, что после поклонения Богу в третий день, душе показывают различные обители святых и красоту рая. Шесть дней она пребывает в блаженстве, забыв о скорбях тела. Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После путешествия в рай душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

Зачем православных поминают на сороковой день?

Число сорок — знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.

В 40-й день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу. И здесь окончательно определяется место ее пребывания до Страшного Суда. Судят не только по земным делам, но и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня — суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем.

Поэтому поминки на сороковой день — самые важные. Считалось, что после сороковин душа уходит далеко-далеко, и поэтому к этому сроку торопились все сделать. Заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. За отпевание до сорокового дня всегда платили деньги.

Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

В некоторых случаях поминки необходимо переносить. Например, во время Великого Поста поминать можно только в выходные. Со Светлой Седмицы (первая неделя после Пасхи) и с первого понедельника после нее поминки переносятся на Радоницу. Однако перенос касается только непосредственно трапезы! Молиться необходимо именно в те дни, на которые выпадают девятины и сороковины.

Поминальная трапеза в православной традиции

Как вести себя на православных поминках?

Рассадка гостей за поминальным столом подчиняется особым правилам. Во главе садится хозяин дома, дальше располагаются родственники по старшинству и степени родства. Дети сидят на самом краю или за отдельным столом.

Но если умер один из родителей, допускается, чтобы дети сидели рядом с отцом или матерью.

За столом принято оставлять одно незанятое место — для покойного. Занимать его нельзя ни в коем случае. Существует примета, что тот, кто сядет на стул умершего, умрет сам. Поэтому место отмечают особо, привязывая к нему черную ленту или ветку ели.

Застольная беседа в основном посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям добрым словом о его делах на земле, направлена и на утешение родных.

При каждой смене блюд читают молитву. Также собравшиеся по очереди произносят речь. Первым выступает глава семьи, а дальше — другие участники. Очередь определяется родством. За ходом поминок и выступлений обычно следит ведущий, который знает, что и в каком порядке говорить.

Поминальные слова произносят стоя, а после первого выступления все присутствующие встают, чтобы почтить память умершего минутой молчания.

Хлеб, пироги принято разламывать руками, а не резать. Остатки поминального обеда, а особенно выпечку раздают присутствующим «на вынос» с тем, чтобы те и дома могли еще раз со своими домочадцами помянуть добрым словом умершего. Кроме того, так трапезу с хозяевами могут разделить те, кто не смог присутствовать.

Раньше в деревнях была традиция крошки хлеба на следующий день уносить на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

В последнюю очередь подают кисель и чай. Православные заканчивают трапезу благодарственной молитвой «Благодарим, Тя, Христе Боже наш…» и «Достойно есть…», а также пожеланием благополучия и выражением соболезнований родным умершего.

Благодарить за угощение не принято. Вставая из-за стола, нужно поклониться портрету покойного или оставленному для него месту и сказать: «Поели, попили, пора и домой, а тебе — светлая память!» После поминок не прощаются.

Наши предки сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, так как много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол кто первый встанет из-за поминального стола — скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.

После ухода гостей со стола не убирают. Но все блюда и посуду, кроме приборов умершего, нужно чем-нибудь накрыть.